Авторизация
Забыли пароль? Введите ваш е-мейл адрес. Вы получите письмо на почту со ссылкой для восстановления пароля.
После регистрации вы можете задавать вопросы и отвечать на них, зарабатывая деньги. Ознакомьтесь с правилами, будем рады видеть вас в числе наших экспертов!
Вы можете войти или зарегистрироваться, чтобы добавить ответ и получить бонус.
«Диссидентами» называли представителей третьей волны эмиграции. Среди них — такие выдающиеся личности, как В. Синявский (Абрам Терц), В. Некрасов, да тот же А. Солженицын. К ним можно по-разному относиться, но в целом они внесли что-то серьёзно значимое в отечественную литературу, шире — в общественное сознание, миропонимание. С другой стороны, разве можно представить себе эмигрантами В. Шукшина, В. Белова или В. Распутина?
Не стоит считать «диссидентами» тех, кто уехал по экономическим основаниям. Их выбор — их жизнь. Однако они могли бы быть полезными и на родной земле. Тут нельзя скопом всех ругать и презирать, каждый конкретный случай достоин персонального внимания.
Самое главное в этих «отъезжающих» — это мотивы и нравственные императивы, которыми они руководствовались. Например, И. Чиннов — один из самых ярких русских поэтов-эмигрантов, ярко творивший и во Франции, и в США, не мог не приехать, как только выдалась возможность, в обновлённую Россию. И похоронен этот замечательный поэт, как он и завещал, на Родине.
Те же, кто «без Родины, без флага», едва ли достойны большого внимания и собственно уважения, поскольку нет в них «русскости» (что больше чем национальность), нет, к сожалению, того, что впитывается с материнским молоком и поддерживается (во все времена без исключения) героической историей России и великой национальной культурой.
В Советском Союзе к диссидентам относились крайне негативно, называя их уничижительно «отщепенцами».
Между тем, уже в период гласности стало возможным получение о диссидентах большей информации. В частности, выяснилось, что среди диссидентов было немало умных и совестливых людей. Позже они вернулись в Россию, поскольку никогда себя вне Родины не представляли. Достаточно назвать философа А. Зиновьева — автора таких интересных книг, как «Гомо советикус» («Человек советский») и «Катастройка». Показательно, что такие люди — подлинные, а не «квасные» патриоты — критиковали что-то или кого-то не по случаю, не выборочно, а потому что имели мужество быть убеждёнными, что «молчать — нельзя».
В новой России диссидентов — нет. Так называемые «иноагенты» — люди много мельче, и о России у них душа не болит.
Даже эмиграция из нескольких волн была «разношёрстной». Первую волну, принимая или не принимая их взгляды, можно понять и уважать, поскольку это были исконно русские люди, некогда дававшие присягу, а если гражданские, то большинство из них — люди высокой культуры и самоотдачи. Но даже и третья эмиграция (собственно, их и называли «диссидентами») ещё имела какие-то убеждения и принципы.
Напишите, почему вы считаете данный ответ недопустимым: