Авторизация
Забыли пароль? Введите ваш е-мейл адрес. Вы получите письмо на почту со ссылкой для восстановления пароля.
После регистрации вы можете задавать вопросы и отвечать на них, зарабатывая деньги. Ознакомьтесь с правилами, будем рады видеть вас в числе наших экспертов!
Вы можете войти или зарегистрироваться, чтобы добавить ответ и получить бонус.
В разговоре о художественном тексте (литературном произведении) нередко используют термины «сюжет» и «фабула». Эти термины близки, но не тождественны. Если «сюжет» — это совокупность событий, данных в лицах и их действиях, своего рода общая схема некогда увиденной и «навечно» зафиксированной картины жизни (картины мира), то «фабула» — определённая подача этой совокупности писателем в конкретном произведении. Возможно, Вы слышали о «бродячих сюжетах», которые кочуют в истории литературы из столетия в столетие и даже из одной национальной литературы в другую. Так вот, с «фабулой» это практически невозможно — разве что в эпигонских вариантах псевдописателей.
Любопытно, а для филологов показательно: приведённое понимание терминов и понятий «сюжет» и «фабула» не конечно — в начале XX века учёные «формальной школы» (В. Шкловский, Ю. Тынянов, Б. Томашевский) всё «перевернули», поставив на место «сюжета» «фабулу», при этом оставив текст, объясняющий эти термины, без изменений. Это вопрос различных традиций в отечественном литературоведении.
Другие учёные выразили своё несогласие с «формалистами» — как, например, М. Бахтин. Учёному в принципе не нравилось противопоставление «сюжета» и «фабулы», которые для него — две грани одного явления. Сторонники этой позиции не «над схваткой», а вне её.
Тем не менее, концепция, изложенная в начале ответа, в наше время поддерживается большинством учёных.
Случается, что сюжет произведения заменяют понятием «фабула». Это в корне не верно. Когда вы читаете любое художественное произведение, то воспринимаете его сюжетную линию, которая напрямую связана с композицией. Автор излагает события, опираясь не на хронологию, а на композицию, идейную сторону и т.д. (т.е. события расположены в художественной последовательности).
Фабула — это другое. Она непосредственно связана с хронологией. Фабулу того или иного произведения можно легко пересказать, так как это эпизоды, расположенные в хронологической последовательности.
Согласитесь, огромный роман-эпопею Толстого «Война и мир» пересказать в соответствии с многочисленными сюжетными линиями, философскими и историческими отступлениями довольно сложно. А вот фабулу романа можно кратко изложить, начиная с 1805 года (когда начинается действие произведения) и заканчивая 1820 годом. Фабула даёт конкретное представление об основных событиях, как они развивались и чем закончились, но она не раскрывает глубину проблематики (это раскрывается в сюжете).
При написании произведения автор, как правило, сначала выделяет для себя события в их причинно-хронологической последовательности (т.е. фабулу), а уже потом компонует и оформляет их в сюжет в зависимости от своего замысла.
Напишите, почему вы считаете данный ответ недопустимым: