Авторизация
Забыли пароль? Введите ваш е-мейл адрес. Вы получите письмо на почту со ссылкой для восстановления пароля.
После регистрации вы можете задавать вопросы и отвечать на них, зарабатывая деньги. Ознакомьтесь с правилами, будем рады видеть вас в числе наших экспертов!
Вы можете войти или зарегистрироваться, чтобы добавить ответ и получить бонус.
В стихотворении З. Гиппиус «Любовь — одна» через понятие «любви» автор подводит читателя к сущности другого понятия. Раз любовь становится для героя прочным основанием, то получается, что с ней связана и «самость» (сущностное ядро личности, своё «Я»), без чего и внутренняя жизнь человека, и внешнее его существование — будут лишены если не оснований, то уж точно, полагает поэт-символист, гармонии и полноты.
«Любовь — одна» — не в том смысле, что не могут быть «любови», а в том, что, лишь «влюблённый имеет право назваться Человеком». Эти слова А. Блока написаны будут, правда, несколько позже…
Справедливости ради стоит отметить ещё следующее. Некоторые исследователи полагают, что речь в этом стихотворении идёт не о земной любви — бесспорно высоком и красивом чувстве, а о мистическом стремлении к вечному, к Абсолюту. С другой стороны, разве не известны всем и каждому любовные легенды и истории, свидетельствующие о «вечной любви»?..
Это стихотворение я прочитала, уже будучи взрослой, так как раньше было проблематичным знакомство с эмигрантской литературой, к которой относится и поэзия З. Гиппиус. Но запомнилось оно сразу. К счастью, сейчас названная проблема решена. Есть прекрасный том стихотворений автора в серии «Библиотека поэта», имеется даже Собрание сочинений З. Гиппиус в 9 томах, куда, конечно, вошло и это произведение, ведь оно — из важных, значимых в творчестве поэта.
Стихотворение «Любовь — одна» было написано З. Гиппиус в 1896 году. Речь в нём идёт, думается, не о земной привязанности к конкретному человеку. Любовь здесь рассматривается как путь, как прочный жизненный стержень, как основа для самоопределения. Для лирического героя стихотворения любовь — это не привычка, не расчётливое решение, а раз и навсегда сделанный сердцем выбор, самой своей жертвенностью утверждающий незыблемость Любви, которая пронизывает и определяет самое существо любящего. Для человека, способного подняться до такой Любви, всё вокруг — лишь подтверждение её нравственной высоты: «неизменное» сообщает о «бесконечности», «постоянное» — о «глубине», когда чем «дальше путь», тем «ближе вечность».
Поэзия Зинаиды Гиппиус (годы жизни: 1869 — 1945) не так хорошо известна в России, особенно в сравнении с творчеством А. Ахматовой и М. Цветаевой. Однако связано это лишь с тем, что в своё время, а именно в 1920 году, Гиппиус вместе со своим супругом, известным прозаиком, поэтом и мыслителем Д. Мережковским, эмигрировала из России.
Сейчас, когда эмигрантская литература признана неотъемлемой составной частью русской литературы, этот невольный пробел в чтении легко устраним. Не так было прежде. В своё время приходилось читать стихи З. Гиппиус, изданные в русскоязычном парижском издательстве «ИМКА-ПРЕСС». Тогда это было первым масштабным знакомством с поэзией «декадентской мадонны», о чём свидетельствуют десятки переписанных стихотворений из указанного издания.
Названное произведение опосредованно, через «любовь», раскрывает существо понятия «самость». Это как раз то, что может изменить «механистичность» жизни человека, в которой много «автоматизма» — бездумного, нерегулируемого и даже неосознаваемого.
Получается, что для лирического героя любовь — это краеугольный камень, тот самый несокрушимый фундамент, который не могут разрушить ни привычка, ни монотонность бесконечных будней — ничто, одним словом.
Так понимаю, смысл в том, что по-настоящему любить можно лишь раз. В стихотворении любовь сравнивается с душой и со смертью, которые тоже даются человеку лишь раз, в единственном экземпляре. Причем к старости человек должен осознать это более ясно, чем в молодости:
— что любовь-то была одна.
При этом, автор отрицает и возможность измены для любящего, ведь «верная душа верна». В стихе воспевается настоящая любовь, которую человек помнит до смерти, и в период которой у него даже мысли не возникало обратить внимание на кого-то другого.
Напишите, почему вы считаете данный ответ недопустимым: