Авторизация
Забыли пароль? Введите ваш е-мейл адрес. Вы получите письмо на почту со ссылкой для восстановления пароля.
После регистрации вы можете задавать вопросы и отвечать на них, зарабатывая деньги. Ознакомьтесь с правилами, будем рады видеть вас в числе наших экспертов!
Вы можете войти или зарегистрироваться, чтобы добавить ответ и получить бонус.
«Из дневника улитки», откуда процитирована фраза, — это своего рода автобиографический отчёт.
Если Вы хотите узнать больше о возможных в литературе художественных заострениях общественно-политических проблем жизни человеческого сообщества, прочитайте первый роман Г. Грасса «Жестяной барабан» (1959) или посмотрите одноимённый фильм, снятый в 1979 году режиссёром Ф. Шлёндорфом (эта экранизация была отмечена «Оскаром»). Всё написанное — лишь схематичный набросок, сообщающий что-то очень важное о Г. Грассе — писателе и человеке. Фраза же, вынесенная в вопрос, могла быть сказана только Грассом — или, возможно, другим писателем, но с такой же верой в свободу слова и на право человека иметь и высказывать свои убеждения.
В этом замечательном высказывании речь идёт о людях-функциях, в своём служебном рвении готовых к любому анормальному поступку, особенно если поставленная перед ними задача аргументируется «пользой для человечества». Грасс всегда выступал против стереотипов, особенно государственных и национальных. Его волнуют не немцы или упомянутые иранцы с израильтянами — его заботят люди как таковые, которые хоть на бытовом, хоть на высоком, правительственном уровне должны руководствоваться писаными и неписаными правилами, не идти против правды, не поступаться своей совестью.
Немецкий писатель Г. Грасс (годы его жизни: 1927-2015) отличался не только недюжинным литературным талантом, но и уникальными человеческими качествами, а именно — честностью, самостоятельностью (неангажированностью), прямотой и смелостью. В некотором роде он был «белой вороной» среди обычного писательского люда.
Конечно, эта особенность натуры не могла не сказаться и на творчестве Грасса. Он мог зорко подмечать и сознательно усиливать при помощи гротеска то, что другие предпочли бы обойти стороной, а если и высказывались на какую-то тему, то делали это исключительно политкорректно. Одна история с темой Ирана чего стоит (в своё время она многих поразила, поскольку означала, что и на Западе есть люди, для которых честность и справедливость — не пустой звук).
Приведённая в вопросе цитата взята из произведения «Из дневника улитки», представляющего собой публицистический отчёт. Главный посыл этого мудрого наблюдения Грасса может передать и созвучная ему основная формула русской классической литературы: «Ум должен быть сердечным, а сердце — умным». Это означает, что в любой деятельности важно «не перегибать палку», во всём знать меру, при осуществлении действий уметь предвидеть результат. Ко всему нужно подходить взвешенно и обдуманно, и нет смысла «распрямлять банан» (осуществлять заведомо бессмысленное действие) — даже если на кону стоит якобы «польза для человечества».
Я так понимаю, он подразумевает бесполезность некоторых идей, которые позиционируются создателями как нечто великое. Например, некоторые селекционеры тратят уйму денег и энергии, чтобы вырастить желтые помидоры или квадратные арбузы — спрашивается, а ради чего.
Я тоже раздражаюсь, когда слышу о сомнительных заявлениях ученых. Или помните, одно время был шум по поводу пересадки головы? Позже этот врач исчез из новостей, хотя изначально было ясно, что это невозможно, и он просто себе цену набивает.
Даже если не говорить о подозрительных личностях, напоминающих аферистов, многие научные замыслы действительно не несут человечеству пользы. Зачем распрямлять банан? Незачем. А однажды наверняка найдется ученый, который захочет такое осуществить. Прямой банан, возможно, будет удобней хранить в холодильнике, но на этом польза закончится.
Напишите, почему вы считаете данный ответ недопустимым: