Авторизация
Забыли пароль? Введите ваш е-мейл адрес. Вы получите письмо на почту со ссылкой для восстановления пароля.
После регистрации вы можете задавать вопросы и отвечать на них, зарабатывая деньги. Ознакомьтесь с правилами, будем рады видеть вас в числе наших экспертов!
Вы можете войти или зарегистрироваться, чтобы добавить ответ и получить бонус.
Аллегория — это такое средство выражения и отображения объекта или субъекта, основой которого является скрытый смысл. Аллегория характеризуется условностью изображения. Она позволяет сравнивать одни образы с другими образами, например человека с животными, выявляя некоторые неприглядные черты, присущие животным (хотя для животных это нормально, а для человека — порок). Примеров аллегории много в баснях: ворона характеризует доверчивого, человека, любящего похвалу, лесть, а лисица — хитрого, меркантильного, хваткого. При этом аллегория не «растворяется» в том или ином образе, а характеризуется самостоятельностью.
Аллегории содержатся и в пословицах, поговорках: «Ложка дёгтя в бочке мёда» — испортить большое хорошее дело чем-то, пусть и не значительным, но плохим.
Символ же, напротив, как бы привязан к образу. Например, в античности символами изображения Богов, хоть в литературе, хоть в скульптуре, были атрибуты, присуще им: Аполлон — лира и венок из лавровых листьев (покровитель искусства), Юпитер — орел (знак победы в борьбе с титанами), молния (могущество).
Христианская символика изображает Деву Марию (Богородицу) в окружении цветов и плодов, где лилия, белая роза — целомудрие, олива — мир.
Символы могут быть и неоднозначными: яблоко — и символ познания, и символ раздора.
Искусство Средних веков чаще использовало аллегории, образные сравнения. В эпоху Возрождения чаще использовалась античная символика. Ближе к двадцатому веку и в самом его начале развилось целое направление в искусстве — символизм.
Таким образом, аллегория имеет скрытый смысл: вроде бы и об объекте, субъекте, и даже явлении, но так, что надо догадаться по заданным характеристикам («Бабушка надвое сказала» — неизвестно, как всё произойдёт, и как пойдут дела).
В применении символа все более прямолинейно: символ указывает на конкретный объект или субъект и связан непосредственно с ним (голубь — символ мира, книга — символ знаний).
У символа и аллегории общее предназначение — опосредованно указать на сущностное содержание чего-либо (предмета, явления и так далее).
Цель и задача у символа и аллегории близки — направить мысли и чувства человека, сконцентрировать его внимание на главном, что, в свою очередь, тоже сконцентрировано, укрупнено, передано отчётливо и конкретно.
Однако между символом и аллегорией существуют не только общее, но и различное. Различным будет следующее: аллегория — достаточно «простое», «одномерное», хотя нередко невероятно точное и талантливое воплощение ума и мысли человека; в свою очередь, символ — явление «сложное», «многомерное», имеющее множество уровней бытования и, соответственно, прочтения. В пределе, то что в теории символизма считается «символом», — едва ли подлежит окончательному освоению.
Сравнивать эти категории продуктивно в сфере искусства, где они чаще всего и существуют. О чём бы ни говорил художник в широком смысле (писатель, творец изобразительного и пластического искусства и т. д.): о жизни и смерти, любви и ненависти, весне и лете, осени и зиме и т. д., — он эти понятия олицетворяет. Создавая таким образом аллегории. В данном случае существует связь («перекличка») между предметом изображения и средством этого изображения. У символа — в том глубинном смысле, о котором говорилось выше, подобная (видимая) связь отсутствует.
Напишите, почему вы считаете данный ответ недопустимым: